ЭЙ, МАЭСТРО!

Слова из этой песенки моего школьно-походного детства звучали в голове весь спектакль😂 Хотя трагикомедия «Маэстро», которую мы посмотрели в театре Маяковского, совсем не об этом.

А она о муках творчества, о муках безделья, о жажде легкой и безумной славы, о таланте пылепускания в глаза и создавании мифов. А еще о способности использовать людей, оказываясь в нужное время…ну дальше вы поняли:) Словом, главный герой романа чешского писателя «Жизнь и творчество композитора Фолтена» собственно — Бэда Фолтен — мог бы стать прекрасным пиарщиком… Но! И действие происходило в начале 20го века и грезил он о славе автора музыки и либретто к опере»Юдифь». Которая, по его мнению, обязана была прогреметь на весь мир.

Есть такие люди. Ну рождены они без чувства вины, и все тут. При полном отсутствии таланта в какой бы то ни было области, они обладают железобетонной уверенностью в себе и повсюду вещают о своем даре. И убеждены, что все должны в него поверить, а еще и денег дать. Вот так и живут, используя всех подряд, кто на пути попадается. Даже не понимая, как сильно портят им жизнь.

Спектакль начинается с того, что главный герой — Маэстро — как Фолтен себя величал, умирает. На сцене. И дальше разные люди рассказывают, какие их связывали отношения с покойным. Выясняется, что «талантливый музыкант» выкрал целую тетрадь стихов у школьного друга. Обманул чувства влюбленной в него девушки, с которой даже и роман крутить не собирался. Кстати, это она рассказывала ему про Юдифь, Алаферна и отрезанную голову. Так что сюжет шедевра всей своей жизни Фолтен изобрел не сам.

Далее следует совсем жуткая история про соблазнение Фолтеном девушки своего соседа. Ну просто потому, что сосед не разделял экзальтированных рассуждений Фолтена об искусстве. Узнав о случившимся, сосед так вышел из себя, что натворил невесть чего и сел в тюрьму. Затем Фолтен выгодно женился, сведя в могилу тестя и растранжирив половину наследства жены. Благо, она вовремя подала на развод.

Фолтен отчаяно пиарится. Устраивает вечеринки в доме и на средства жены, пытаясь обласкать критиков, музыкантов и прочую богему. Не в состоянии написать что-либо сам, он заказывает тексты и музыку разным людям. Но собрать все это в единое произведение не может. Причем, делая заказы, не считает нужным своим исполнителям платить.

Фолтена играет Виталий Ленский. И так потрясающе играет! Герой настолько комично-трогателен, обескураживающе беспринципен, фанатичен и обаятелен одновременно, что не понимаешь, то ли смеяться, то ли плакать. То ли ненавидеть его, то ли жалеть…

Еще мне безумно понравился музыкальный критик в исполнении Евгения Парамона. Эдакий эстетствующий интеллектуал-алкоголик в бархатной ермолке, вязанном жилете и шароварах. Находясь в явно бедствующем положении, он находит в себе силы отказаться от взятки (но не от горячительного:), и сказать Фолтену, ну я дословно не помню, но смысл такой: «Опера ваша полное г…. и править ее я не буду». Видимо, опера и вправду была совсем никуда…

Кончилось все тем, что оскорбленные плагиатом авторы, у которых Фолтен что-то своровал или которым не заплатил, во главе с критиком организовали премьеру его «Юдифи». Нагнали полный зал своих знакомых и устроили не подозревающему о розыгрыше Фолтену громкие овации. Тот думал, что все всерьез, вот он — триумф всей его жизни… Но вдруг герои пьесы вместо его текстов начали озвучивать все то, что он успел натворить за свою жизнь. Не выдержав позора, он прямо на месте и умер…

Как тут не вспомнить — бойтесь своих мыслей, они бывают материальны… Вот Фолтен и домечтался до славы и оваций…

Что хочу еще отметить, так это потрясающую музыку и как актеры пели. Я не специалист в этом, но мне показалось, что пели прямо как оперные певцы! И еще были очень концептуальные декорации. Чего стоят одни двери на сцене, их было много. Каждый актер входил и выходил в свою. И сам Фолтен метался между ними, как будто в поисках решения, выхода… И еще костюмы! Моя любимая эпоха ар-деко — сдержано-шикарно и трогательно-изыскано!!!

В общем, можно сказать, что роман про преступление и наказание. С восторжествовавшей справедливостью. Но в любом случае, когда кто-то умирает, всегда его жалко… И еще как сказал мой любимый герой-критик, в шедевре Фолтена была одна гениальная мелодия. Которую по его заказу написал неизвестный музыкант. А ведь без этого заказа не написал бы…

Так что рекомендую вам посмотреть спектакль. Игра актеров выше всяких похвал! Мы с Женей смеялись до упаду. Но только первую часть действия. Во второй было уже грустно…Ну на то она и трагикомендия. Кстати, с детства мой самый нелюбимый жанр:)

This entry was posted in Блог.